Хранение информации. Разница между данными и информацией Методы поиска информации

Урок 1

Тема урока: Информатика. Понятие информации и сообщения

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: - познакомить учащихся с понятиями «информатика», «информация», информационные процессы;

Рассмотреть виды информации, способы представления

информации, носители информации;

Развивать познавательные интересы учащихся;

Воспитывать стремление к приобретению знаний

Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Изучение нового материала (38 мин)
  3. Подведение итогов урока (5 мин)
  4. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Знакомство с учащимися, проверка готовности их к уроку

  1. II. Изучение нового материала

Вы начинаете изучать новый для вас предмет – информатику. Эта наука сравнительно молода: она сформировалась во второй половине XX века, но несмотря на свой юный возраст, стала обязательной частью образования современного человека.

  • Как вы думаете, в связи с чем возникла наука информатика?

(Ученики высказывают свои суждения по этому вопросу )

Учитель подводит итог:

Стремительное развитие и широкое распространение вычислительной техники послужили предпосылками к появлению нового раздела науки, названного информатикой.

Это слово появилось в начале 60 –х годов и если его перевести дословно с французского языка, то получим: информатика – автоматизированная обработка информации. Английский вариант названия информатики звучит как Computer Science – компьютерная наука.

Самым замечательным достижением в этой области явилось создание ПК, которые быстро вошли в нашу повседневную жизнь. Благодаря компьютерам вы открываете для себя не только новые развлечения, но и окно в огромный мир Интернет, в мир создания компьютерных изображений, текстов, различных математических вычислений.

  • Что является объектом изучения этой науки?

Итак, как вы уже успели заметить, слово информатика является однокоренным со словом информация. Наверное, информация и является объектом изучения информатики.

С самых древних времен человек окружен информацией. Потребность выразить и передать информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства, вызвала к жизни книгопечатанье, телефон, радио, телевидение. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно получают информацию (например, о температуре окружающей среды) и используют эту информацию для выбора благоприятных условий для своего существования.

Невозможно себе представить жизнедеятельность организмов без информации, отсутствие информации означало бы для них гибель.

Человек существует в мире информации: получает ее с помощью органов чувств, хранит ее и перерабатывает, передает и использует в своей жизнедеятельности.

  • Что же такое информация? Какой она бывает? Что с ней делают? Можно ли ее измерить?

На эти вопросы мы должны с вами дать ответ на нашем первом уроке.

Ученикам сообщается тема урока (которую они записывают в тетрадь), ее цели.

Используется методика «Мозговая атака»

Давайте попробуем объяснить понятие информации, опираясь на собственный опыт.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что такое информация?
  • Как можно получить информацию?
  • Какие вам известны способы передачи информации?
  • Какие существуют виды информации?

В результате рассуждений возможно на доске появятся слова, необходимые для составления следующей схемы - «ассоциативного куста»:

(Учитель может на обратной стороне плакатов написать заранее правильные варианты ответов и воспользоваться ими при подведении итогов урока )

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Информация(в переводе с латинского) – сведения, передаваемые людьми, устным, письменным и др. способами (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). Информация - это данные и сведения, представленные в различном виде.

Рассмотрим на примерах, как можно получить информацию.

Пример №1 Человек в больнице после ДТП.

Больной-пациент. Имеем его показатели: а)температура; б)давление; в)пульс - которые сообщает медицинская сестра хирургу. Хирург получает сообщение и имеет информацию, на основании которой можно делать выводы о состоянии больного и возможных действиях медперсонала.

  • Кто является объектом исследования, а кто или что является источником информации?

В данном случае источник информации совпадает с объектом, который нас интересует.

Пример №2 Работа авиадиспетчера.

Объект, который нас интересует - конкретный самолет.

Имеем характеристики: его координаты в воздушном пространстве, высоту, расстояние до аэродрома, количество горючего, скорость самолета и т.д.

В результате полученных данных имеем информацию о движении самолета. Задача авиадиспетчера - проанализировав эти данные скоординировать посадку этого самолета.

Обобщим полученные результаты и рассмотрим схему:

Давайте объясним каждый элемент, который представлен в схеме.

Источник – это физический объект, который предоставляет информацию.

Данные - результаты, представленные в виде набора чисел, графических изображений, слов, знаков. Данные, полученные от источника информации, являются сообщениями (качественной характеристикой объекта).

Сообщение - это различные формы представления какой–либо информации.

Информацию можно определить, как сообщение, которое снимает неопределенность об объекте, которая существует до получения этого сообщения.

Если сообщения не снимают неопределенности, то они могут быть отнесены к информационным шумам.

Шум -это своеобразное препятствие, но не существует чистого шума. Бывают случаи, когда шум преображаетсяв информацию.

Например, человек звонит в милицию и хочет рассказать что-то очень важное, например, сообщить о месте своего пребывания, но посторонние шумы мешают милиционерам услышать собеседника. Проанализировав этот шум, они приходят к выводу, что это какое-то конкретное место (аэропорт, железнодорожный вокзал, станция метро и т д.)

Итак, мы дали ответ на один из вопросов - процесс получения информации.

Деятельность современного человека тесно связана с различными информационными процессами. Вы сами можете ежедневно участвовать в таких процессах: запись домашнего задания в тетрадь, прослушивание радиопередачи, поиск интересующей вас телепрограммы по газете и т д.

  • Какие процессы можно отнести к информационным процессам?
  • Поиск информации
  • Сбор информации
  • Обработка информации
  • Передача информации
  • Хранение информации
    • Говоря об информационных процессах, возникает вопрос: как можно передать информацию, где она может храниться, каким образом ее можно передать?

Способы передачи информации

1. От человека к человеку

2. От человека к устройству

3. От устройства к устройству

4. От устройства к человеку

(можно использовать информацию из учебника)

Способы представления информации

1) аналоговый (непрерывный сигнал) - речь, радио, магнитофонная лента

2) цифровой (с помощью дискретных сигналов) – вычислительные процессы в компьютере.

Носитель информации - это материальный объект для хранения информации.

Носителем информации может быть:

Любой материальный объект (бумага, камень, дерево, стол)

Волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна), гравитационная (давление, притяжение)

Вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и давление газа

Методы поиска информации:

1) непосредственное наблюдение;

2) общение со специалистами по интересующим вопросам;

3) чтение соответствующей литературы;

4) просмотр видео и телепрограмм;

5) прослушивание радиопередач и аудиокассет;

6) работа в библиотеках, архивах;

Выясним, в каких формах мы воспринимаем информацию (или на какие виды можно ее разделить)

Ответы учащихся обобщаются, систематизируются и записываются в тетрадь в виде схемы:

  1. I. Подведение итогов урока

При подведении итогов урока целесообразно вернуться к « ассоциативному кусту», составленному в начале изучения темы урока, заменив таблички с вопросами на ответы на них.

Изучив основные вопросы урока, теперь мы можем дать определение информатики.

Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее поиском, сбором, хранением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

Информация – сведения, знания, содержащиеся в сообщении.

II. Домашнее задание:конспект

К выполнению предназначения, учат пользоваться внутренней силой, открывают новые методики и очень часто говорят, как следует поступать в жизни. Способы получения информации : 1. Ясновидение 2. Яснослышание 3. Яснопонимание 4. Вещие сны – получение информации во сне. 5. Получение информации с использованием предметов (рамки, маятники, кристаллы). Наверное, есть еще какие-нибудь предметы, о которых я не знаю. Этот способ неточный, потому...

https://www..html

Автор раскрывает свое духовное открытие - получение духовного света МИКРОДОЗАМИ. Чем отличается умный человек от глупого? Ученные предполагают количеством иёда в организме. Так ничтожно малое количество какого то из более 100 ... духовного света нужного вам для побуждения вашей души к духовным изменениям, но не больше того количества которое позволит пробудится вашим гифам. Так вперед же к получению микродоз духовного света!

https://www..html

Принятия практики по ускоренному развитию населения. Нами отобраны 40 человек для принятия практик и многие начнут принимать информацию по уровню -Не мало ли? -При необходимости увеличим число контактеров. -В чем суть вашего эксперимента? -Суть... развитию будет внедрен окончательно 27 июля 2010 года. И с этого дня все, кто способен нас услышать будут принимать информацию . Те, кто входит в группу -40-, обеспечьте максимально: 1. Гармонию 2. Высокие вибрации 3. Чистоту мыслей 4. Готовность ко...

https://www..html

Есть инфа о том что было до этого момента. Но вернемся к теме статьи. Что такое информация или знание? Сознание человека ограничивает воспринимаемое посредством приобретенными в процессе его развития шаблонами восприятия бесконечной реальности. ... , и не важны цвет, материал, размер - есть в сознании шаблон и он называется карандаш.Из сплошного поля информации сознание по шаблону карандаш увидело карандаш и восприняло его как правда. В детстве каждому сказали, что это называется карандаш...

https://www..html

А также его род и животные. Есть люди без спроса или по просьбе читающие чужие мысли, различную информацию . Они разрушают свою жизнь, укорачивая ее. Почему? Дело в том, что мысли, поступки человека определяются его... Душой, отношением к Мирозданию, и в основном это - закармированная энергия рода и прошлых жизней. Человек, пытающийся считать информацию мыслей или поступков, сравним скажем с песчинкой, которая попала в бурную реку «+» или «-» событий, чужих событий, не своих...

https://www..html

Классическими в смежной области. Развитие науки и техники немыслимо без процессов обмена научной информацией , которые обобщаются понятием научной коммуникации – совокупности процессов представления, передачи и получения научной информации , образующих основной механизм существования и развития науки. Научная информация в обществе может передаваться двумя путями: либо при помощи личных контактов, личного участия...

https://www..html

Сверху песок олицетворяющий нашу человеческую информацию , узкое горлышко, таких часов, это наше СОЗНАНИЕ, через которое мы прогоняем информацию исходящую в слове, через наше сознание и внизу, уже полученные , выстраданные нашей душой, нашим... от животных знания (постройка гнезда, охота, спаривание и др). Только одним, у человека и человечества существует избыток информации , который и нужно человеку перегонять в СВОИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, это и есть процесс научения, человека от человека. Духовные...

https://www..html

Передача духовной информации

и при чтении она раскрывается каждый раз по новому в зависимости от духовного роста человека. ... в самую глубину сосуда. И тому, кто передает эту получения . У меня миллион, а у тебя ничего, понятно кто от кого зависит и кто может дать, а кто нет. Но я зависим от...

На вопрос Чем отличается информация от данных? заданный автором философия лучший ответ это Информацией (от лат. informatio - «научение» , «сведение» , «оповещение») называется продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. Информация первична и содержательна [источник? ] - это категория, [источник?] , поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно - описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существует. Сущность материального мира предстаёт перед исследователем в единстве формы и содержания. Передаётся информация через носитель. Материальный носитель придаёт информации форму. В процессе формообразования производится смена носителя информации. Определения термин информация не имеет, так как не является [источник? ] понятием. Существует информация в каналах связи систем управления. Не следует путать категорию информация с понятием знание. Знание определяется [источник? ] через категорию информация.
В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. .
Согласно "Новейшему философскому словарю", ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомлённость) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п. (статья Информация)
В более старом и менее строгом представлении, слово Информация было производным от Информировать, т. е. , поставлять какие-либо сведения (такое значение, например, в толковом словаре) .
Согласно тому же философскому словарю, Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем её является сообщение. Таким образом, информация не существует сама по себе, а только через использование носителя, которым может быть очень многое - от звука или сотрясания твёрдых предметов до импульсов электрической энергии.
На сегодня наиболее используемые виды информации - текстовая (книги, письма, документация и др.) и электронная (наборы электронных знаков, которыми записана какая-либо информация, от текстов до фильмов) .
По-видимому, только философия рассматривает информацию как таковую, научная работа же направлена не на неё, а на различные способы получения информации, способы хранения, передачи, обработки, интерпретации, в соответствии со спецификой научных дисциплин (таких как Информатика, Литературоведение, Биология, Юриспруденция и все остальные сферы знаний) .
Несмотря на недостаточную чёткость в представлении людей о значении слова "информация", сама информация является единственным средством взаимодействия человека как с другими людьми, так и с познаваемым миром. Обо всех моментах, в которые мы "что-то узнали" можно сказать, что мы "получили информацию". Само познание возможно лишь благодаря способности человека выделять из окружающего мира (в самом широком смысле слова) информацию и пригодности мира быть проводником для передачи информации.
В информационных службах также используются следующие определения информации: Информация - это универсальное свойство материи, представляющее собой распространение в пространстве и времени содержания объектов (явлений) действительности посредством объективно существующих носителей различной природы. (И. М. Левкин) . Также прагматичное определение информации как мера сокращения неизвестности. Информация-это сведения о ком-либо или о чем-либо получаемые из внешнего мира с помощью различных средств.
Данные (калька от лат. data) - это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.
паша куков
Мастер
(2494)
все ради дам...

Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память. Мозг – это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.

К сожалению, человек многое забывает. Кроме того, необходимо передавать знания другим людям, в том числе и следующим поколениям. Поэтому в древности люди записывали информацию на камне, папирусе, бересте, пергаменте, затем – на бумаге. В XX веке появились новые средства хранения информации: перфокарты и перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски, лазерные диски, флэш-память.

В любом случае информация хранится на каком-то носителе , который обладает «памятью», то есть может находиться в разных состояниях. Носитель переходит из одного состояния в другое при каком-то внешнем воздействии, а без воздействий сохраняет свое состояние.

При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на лазерных дисках образуются области, по-разному отражающие свет. Таким образом, для хранения информация тоже кодируется.

Информация хранится в закодированном виде.

При хранении свойства носителя остаются неизменными, что позволяет потом читать записанную информацию. Отметим, что процессы записи и чтения – это процессы передачи информации.

1. Кто (что) может быть источником (приемником) информации? Приведите примеры.

2. Что такое сигнал? Приведите примеры сигналов.

3. Что такое сообщение? Чем отличается получение информации от получения сообщения?

4. Приведите примеры, когда прием сообщения не означает прием информации.

5. Приведите примеры, когда одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений.

6. Приведите примеры, когда одно и то же сообщение несет разную информацию для разных людей.

7. Расскажите, как помехи влияют на передачу информации. Приведите примеры.

8. Что такое избыточность? Почему она полезна при передаче информации?

9. Представьте, что придумали язык, в котором нет избыточности. В чем будет его недостаток?

10. Как вы думаете, какой вариант русского языка обладает наибольшей избыточностью: разговорный, литературный, юридический, язык авиадиспетчеров? Почему?

11. Какие виды обработки информации вы знаете?

12. При каких видах обработки информации меняется ее содержание?

13. При каких видах обработки информации меняется только форма ее представления?

14. К какому виду обработки можно отнести шифрование? Почему?

15. Работники удаленной метеостанции каждый 3 часа измеряют температуру и влажность воздуха, и передают данные по рации в районный метеоцентр. Там эти данные сводят в таблицу и отправляют по электронной почте в Гидрометцентр, где мощные компьютеры составляют прогноз погоды. Выделите здесь процессы, связанные с обработкой, передачей и приемом информации.

16. Вася нашел в старой книге сведения о населении Москвы в XIX веке, составил таблицу по этим данным, построил диаграмму и сделал доклад на школьной конференции. Выделите здесь процессы, связанные с обработкой и передачей информации.

17. Зачем человек записывает информацию?

18. В чем преимущества и недостатки человеческой памяти в сравнении с компьютерной?

19. В каких задачах компьютер не может соревноваться с человеком? Почему? В каких ситуациях человек явно уступает компьютеру?

20. Какие средства хранения информации используются в компьютерной технике? Какие из них уже вышли или выходят из употребления? Почему?

В повседневной жизни мы часто встречаемся с такими понятиями как информация, информатика, информационные технологии и т.п. Этими понятиями пользуются учёные, дикторы ТВ, журналисты и политики. Однако, до настоящего времени не существует общепринятого определения понятия «информация»: многочисленные исследователи предлагают самые различные определения. Составители словарно-энциклопедических изданий фактически были вынуждены признать неразрешимость данной проблемы, и поэтому отказались от попыток дать единое определение информации. В одной словарной статье можно найти перечень сразу нескольких понятий информации.

Попытки связать информацию с привычными понятиями материя или энергия успехом не увенчались. Известно знаменитое отрицательное определение Винера: «информация есть информация, а не материя и не энергия». Из этого определения следует лишь один вывод: по своей значимости понятие информации не уступает таким основным физическим понятиям как материя или энергия.

Использование понятия «информация» в повседневной практике не вызывает у нас особых затруднений. Говоря об информации, мы обычно подразумеваем разъяснение, сообщение, изложение, какие-либо сведения, данные, объявление. В обычном, «житейском» смысле информация - это сумма сведений, которую получает некоторый субъект, человек, группа людей или животных об окружающем мире, о самом себе, о другом субъекте или изучаемом явлении. Используя эти сведения, человек может прогнозировать результаты своих действий, выбирать различные способы для достижения поставленных целей.

В СЭС приводится следующее определение информации: 1) информация – это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных знаков, сигналов, технических средств и т.п.); 2) с середины ХХ века информация – это обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в живом и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Известно ещё одно распространённое определение: информация – это сведения, уменьшающие неопределённость нашего знания об окружающем нас мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

В своей книге «Синергетика и информация» Д.С. Чернавский приводит обширную коллекцию неудовлетворительных, по его мнению, тавтологических определений информации. Большое число похожих и непохожих друг на друга определений понятия «информация» означает, что общепринятого определения информации ещё нет. Более того, отмечает Д.С. Чернавский, нет даже четкого понимания сути этого явления, хотя потребность в нем давно уже назрела.

Рассуждая об информации, Н.Н. Моисеев приходит к выводу, что являясь центральным понятием в информатике, оно до сих пор не имеет чёткого определения. Н.Н. Моисеев утверждает, что информация не является всеобщим свойством материи и считает, что необходимость понятия информации возникает лишь при изучении систем, обладающих целеполаганием.

Существует подход, в котором вводится понятие информации как отраженного разнообразия. Источником разнообразия, по мнению В.М. Глушкова, является неоднородность распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Отсюда и определение, данное В.М. Глушковым: информация – это мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, показатель изменений, которыми сопровождаются все происходящие в мире процессы.

Трудность в построении общего определения информации состоит в том, что существуют разные типы информации. Например, социальная информация, информация биологическая, информация в экономике, научная информация. В самом простом случае мы говорим об информации, которая введена в компьютер для решения задачи, или об информации, передаваемой по проводам и радиоканалам. В этом случае можно определить количество информации, указать носитель информации, память, оценить качество информации. Отметим, что здесь мы имеем дело скорее с данными, чем с информацией. В общем случае, когда мы говорим об информации при изучении окружающего мира, возникают только вопросы, на которые пока нет ответов.

Другое важное понятие информатики - данные . Этот термин встречается не менее часто, чем информация и также является основным в информатике, но не вызывает таких затруднений при определении. Есть несколько различных по форме, но эквивалентных по сути определений того, что такое «данные». Наиболее часто встречаются следующие определения:

    Данные - это зарегистрированные сигналы.

    Данные - это информация, представленная в виде, позволяющем запоминать, хранить, передавать или обрабатывать её с помощью технических средств.

    Данные – это информация об объекте или отношениях объектов, выраженная в знаковой форме.

Первое определение, на наш взгляд, наиболее удачное и наиболее общее. Под сигналом здесь понимается условный знак, физический процесс, явление, несущие сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта и режиме его работы или передающие команды управления, оповещения. Сигнал – это изменяющийся во времени физический процесс. К регистрации сигналов можно отнести: запись музыки на магнитофон, запись лекции в тетрадь, запись наблюдений в ходе эксперимента в виде чисел, графиков, фотографирование каких-либо объектов, запоминание учеником материала на уроке, нарисованный план, запись данных в память компьютера, на жёсткий диск и т.д.

Второе и третье определения понятия «данные» являются неудачными, так как в них делается попытка определить данные через информацию. Получается circulus vitiosus - порочный круг. Второе определение сужает общность понятия «данные» до уровня данных, используемых в технике. Третье определение также носит прикладной характер и имеет отношение к базам данных.

Понятия «данные» и «информация» близки, но не тождественны. Эти понятия часто смешивают и, как отмечалось выше, делаются попытки определить одно через другое. Данные и информация взаимосвязаны. Информация не может существовать без данных, без какого-либо носителя: она как-то должна быть представлена с помощью данных. Именно этот факт и пытались подчеркнуть авторы второго определения данных. С другой стороны, любые данные всегда несут в себе какую-то информацию.

Пример: мы слушаем иностранную речь по телефону, но не понимаем её. Идёт регистрация данных (запоминание сигнала), но нет процесса получения информации. Если мы запишем это сообщение на магнитофон (зарегистрируем сигнал) и передадим запись переводчику, то он сможет передать нам содержание телефонного сообщения, и мы получим информацию, которая в нём содержалась. С другой стороны, даже не понимая иностранную речь, мы можем получить информацию о том, кто нам звонил – мужчина или женщина, в каком состоянии находился звонивший человек, а в некоторых случаях мы сможем определить язык, на котором он говорил.

Любой процесс передачи данных (информации) может быть описан с помощью следующей схемы:

Рис. 1 Общая схема передачи информации (данных).

В качестве примера реализации данной схемы можно привести процесс обмена сообщениями по телефону. Источник информации – один из абонентов. Кодирующее устройство – микрофон. Он преобразует звуковые колебания в электрические сигналы, которые затем передаются по телефонному кабелю. Кабель в данном случае это и есть канал связи.

Иногда канал связи называют средой передачи данных. Во время передачи сигналов по каналу связи могут возникать различного рода помехи, которые искажают передаваемый сигнал. В этом случае мы слышим в телефонной трубке посторонние шумы, потрескивания и т.п. Декодирующее устройство – динамик телефонной трубки. Он совершает обратное преобразование электрических сигналов, полученных по кабелю, в акустические колебания, которые слышит другой абонент – приёмник информации.

Другой пример: преподаватель читает лекцию в аудитории для студентов, во время которой происходит передача информации. Каналами связи в этом случае являются воздух и доска, на которой во время лекции преподаватель мелом делает пояснительные записи. Помеха - шум в аудитории, события, отвлекающие внимание слушателей, плохое качество доски или мела. Источник информации - преподаватель, его знания; кодирующие устройства – голосовые связки, язык, мел. Информационные сигналы по каналам связи поступают в органы зрения и слуха, где воспринимаются и фиксируются слушателями, декодируются и запоминаются ими.

Данные могут восприниматься человеком или техническим устройством; их можно переводить из одной знаковой системы в другую без потери содержащейся в них информации. Для выделения информации из данных нужно применить к ним методы обработки, «адекватные» этим данным. Такое получение информации из данных, после применения адекватных методов обработки, называется «информационными технологиями».

Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе материального производства. Или: технология - алгоритм целенаправленного воздействия на сырьё, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. Например, технология в металлургии, строительстве, производстве одежды и т.п. Технологический процесс в сфере материального производства можно представить в виде схемы:

Рис. 2. Общая схема технологии материального производства.

Отличие информационных технологий от материальных заключается в том, что роль материального ресурса играют данные, а технологический процесс сводится к выбору адекватных методов обработки этих данных с применением, как правило, средств вычислительной техники. В результате мы получаем информацию, представленную в свою очередь в виде некоторых, уже новых данных, к которым опять могут быть применены другие адекватные методы обработки, получена новая информация и т.д.

Рис. 3. Общая схема информационных технологий.

В качестве примера ИТ можно привести процесс обработки на компьютере данных сейсмической разведки. Результатом такой обработки является, например: информация о наличии нефтяных залежей, их расположении и размерах; данные о строении Земли.

Другие примеры ИТ: в результате многолетних метеорологических наблюдений получены данные о температуре воздуха. Эти данные представлены в виде таблиц чисел. Обработка таких данных позволяет сделать прогноз о возможном изменении температуры, климата и т.п. Обработка результатов ЕГЭ, проведённого в школах страны, позволяет получить информацию об уровне знаний и преподавания в отдельных регионах и в стране в целом. Существенным компонентом ИТ является компьютер (ЭВМ).

Итак, информационные технологии – машинизированные способы обработки, хранения, передачи и использования информации. Два основных элемента ИТ – это человек и ЭВМ.

Основное отличие ИТ от обычных технологий состоит в том, что применение материальных технологий изменяет окружающий нас материальный мир. А результатом применения ИТ является информация, которая оказывает воздействие на сознание людей и побуждает их к действию. Это свойство ИТ активно используется в средствах массовой информации. Следует отметить, что воздействуя на сознание людей, ИТ опосредованно влияют и на окружающий нас мир.

Термин информатика появился в середине 60-х годов ХХ века практически одновременно во Франции и в нашей стране. Он использовался для обозначения самой молодой науки среди других естественных и технических наук. Как отмечено в книге Р.М. Юсупова и В.П. Котенко, в 1963 г. в журнале «Известия вузов» была опубликована статья Ф.Е. Темникова «Информатика». В ней была представлена наука об информации как совокупность трёх разделов: теории информационных элементов, теории информационных систем и теории информационных процессов. Однако, эта статья осталась незамеченной, и более популярным оказалось французское толкование термина «informatique», которым обозначили науку об электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) и их применении. В США вместо термина информатика используют термин «computer science».

Попытки дать определение информатики не прекращаются до настоящего времени. Как и в случае с понятием информация, существуют десятки различных определений того, что такое информатика. Вот некоторые из наиболее известных определений.

Информатика – наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные сеё сбором, хранением, поиском, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

В своём учебнике «Информатика» С.В. Симонович приводит такое определение: «Информатика – техническая наука, систематизирующая приёмы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими». В этом определении акцент делается на понятии «данные», при этом понятие информация вообще отсутствует. Здесь происходит сужение информатики до уровня прикладной, технической науки. Это то, что называют в США computer scince.

Французская академия наук предлагает следующее определение: «Информатика – это наука об осуществляемой преимущественно с помощью автоматических средств целесообразной обработке информации, рассматриваемой как представление знаний и сообщений в технических, экономических и социальных областях».

Определение А.П. Ершова: «Информатика – это фундаментальная естественная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации».

Д.С. Чернавский даёт следующее определение информатики: «Информатика - наука о процессах передачи, возникновения, рецепции, хранения и обработки информации». Он предлагает выделять в информатике три направления: техническое, прикладное и фундаментальное. В техническом аспекте информатика включает всебя передачу, кодирование и приём информации. В прикладном аспекте информатика занимается разработкой компьютеров, созданием программ (computerscience). Фундаментальный аспект информатики включает в себя изучение процессов возникновения, эволюции, извлечения и реализации ценной информации.

Ценность информации связана с целеполаганием и зависит от того, насколько данная информация способствует достижению поставленной цели. Подход Д.С. Чернавского будет рассмотрен подробнее в отдельном параграфе.

Анализируя предлагаемые определения информатики можно сделать вывод, что информации присущи четыре основных вида «движения»: восприятие, хранение, передача и обработка.

В вопросе о том, является ли информация всеобщим атрибутом материи или нет, ученые делятся на две основные группы: атрибутивистов и функционалистов. Я придерживаюсь позиции функционалистов, т.е. полагаю, что информация присуща только живой природе. Так как она возникает там, где есть момент целеполагания - в системах способных к самоуправлению и самоорганизации. Основным аргументом в пользу функционалистов является то, что в неживой природе невозможен свободный выбор одного из нескольких равноправных состояний, при котором в системе и происходит генерация информации. Кроме того, в неживой природе отсутствует процесс обработки информации.

Информация обладает рядом свойств. Основными свойствами являются следующие:

    Информация невоспроизводима.

    Информация эмерджентна (от английского “emergency”).

    Информация операциональна: информация побуждает к действию.

    Объективность (зависит от методов получения информации).

    Полнота информации зависит от достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе уже имеющихся (это, скорее, свойство данных).

    Достоверность (зависит от уровня шумов в регистрируемых сигналах и от точности, с которой происходит регистрация сигналов датчиками).

    Адекватность – а) способность информации однозначно соответствовать отображаемому объекту; б) степень соответствия реальному, объективному состоянию дел.

    Доступность - возможность получить нужную информацию. Степень доступности зависит как от доступности данных, так и от доступности адекватных методов их интерпретации.

    Актуальность - соответствие информации данному моменту времени. Нередко с актуальностью информации связывают коммерческую ценность информации.

    Коммерческая ценность – возможность получения дополнительной прибыли или возможность уклонения от убытков, благодаря использованию информации.

Первые три свойства редко упоминаются в учебниках по информатике, хотя они являются наиболее характерными для феномена информации. Невоспроизводимость означает, что при повторном приёме сообщения, несущего информацию, вы не получаете дополнительной информации. Например, вы ожидаете отправления своего поезда на вокзале и слышите объявление, в котором сообщается, что отправление задерживается на два часа. Если вы повторно прослушаете это объявление через некоторое время, вы не получите никакой новой информации относительно отправления поезда. Или вы ждёте объявления результата матча по футболу между двумя командами. Информация о победе вашей команды невоспроизводима в том смысле, что от повтора такого сообщения вы ничего нового уже не узнаете.

Свойство эмерджентности (emergency) информации означает, что информация обладает свойством неожиданности, внезапности. Сообщение о некотором событии несёт тем больше информации, чем меньше возможность наступления этого события. Например, сообщение о том, что 12 июля в г. Мурманске ожидается температура -10  несёт больше информации, чем сообщение о том, что температура будет +10  . Сообщение об отправке поезда по расписанию, несёт меньше информации, чем сообщение о задержке отправления (при условии, что обычно поезда отправляются по расписанию). Если некоторое сообщение лишено свойства эмерджентности, то такое сообщение не является информацией.

Свойство операциональности информации состоит в том, что информация побуждает нас к действию. Сообщение о задержке отправления поезда приводит к тому, что вы начинаете действовать незапланированно: идёте в привокзальный киоск, делаете звонки по телефону, сообщая о задержке, и т.п. Сообщение о падении курса акций на бирже приводит к попытке их продажи. Известие о возможном дожде заставляет вас взять зонт при выходе из дома.

Ещё одно важное свойство информации заключается в том, что когда вы делитесь с кем-то информацией, то у вас количество информации не уменьшается. Можно сказать так: при передаче информация увеличивается в объёме, её становится больше. В этом её отличие от других объектов окружающего мира. Например, если я отдам кому-то 100 рублей, то они появятся у другого, а у меня их уже не будет; если я поделился с кем-то знанием, информацией, то у меня останется столько же информации, но она появится ещё и у того, кому я её передал. При копировании информации с помощью средств ВТ мы получаем копию, которая ничем не отличается от оригинала, причём затраты на изготовление копии практически равны нулю. Информация начинает стремительно распространяться там, где в ней есть потребность. Она стремится занять максимально возможный объём в окружающем мире. Поэтому так нерезультативна борьба с так называемым «пиратством». Эта борьба по своей эффективности напоминает попытки преградить путь воде во время разлива рек.

Случайные статьи

Вверх